Хашар

23.07.23  12:59  35
Время прочтения:
Хашар


Под этим термином в арабо-персидских источниках эпохи монгольского нашествия на Центральную Азию понимался отряд молодых людей насильно набранных монголами из числа местного населения для проведения осадных работ, а также использовавшихся в качестве «живого щита» при осаде городов и крепостей. В ряде случаев при осаде хорезмийских городов отрядам «хашара» выдавались монгольские знамена, что должно было ввести защитников крепости в заблуждение относительно реальной численности монгольского войска. Подобная практика«хашара», естественно, с одной стороны была направлена на сохранения численности собственно монгольской армии: гоня перед собой толпы местных жителей, монголы рассчитывали на то, что стрелы защитников города в первуюо чередь уничтожат именно этих несчастных и тем самым сохранят жизнь непосредственно воинам Чингиз-хана. С другой стороны, в «хашар» преимущественно набирали именно молодых людей, как наиболее потенциально склонных к бунту и к неповиновению новым хозяевам, что заметно снижало риск восстаний на уже завоеванных территориях.

Подобная практика приводила к тому, что еще некоторое время назад густонаселенные территории хорезмийского государства практически обезлюдели: ремесленников, женщин и детей из завоеванных городов монголы обычно уводили в плен, а молодых людей, как уже говорилось выше, угоняли в «хашар». Конечно, те города, которые сдавались монголам без боя обычно избегали такой участи, однако далеко не всякий город хорезмийской империи открывал ворота перед захватчиками хотя бы в силу того, что хорезмшах Кутбад-Дин Мухаммад накануне монгольского вторжения значительно укрепил гарнизоны городов и крепостей преимущественно за счет воинов-тюрок, которые, в большинстве случаев, предпочитали сражаться с врагом, нежели сдаваться в плен. Такая ситуация подкреплялась еще и тем фактом, что монгольские завоеватели безжалостно вырезали тюркские военные гарнизоны даже в случае сдачи самого города без боя. Когда монгольские войска занимали город, практически всегда воины отделялись от прочих жителей города и безжалостно истреблялись. Персидский историк Джувейни так описывает захват города Фанаката: «Солдаты были отделены от жителей города; после чего первые были истреблены все до одного, кто мечом, а кто градом стрел, в то время как последние были поделены на сотни и десятки». В ряде случаев арабо-персидские историки подчеркивали тот факт, что полному истреблению подвергались именно тюркские гарнизоны городов, как это было в случае с взятием Бухары. «Из народа канглы не был пощажен ни один человек мужского пола ростом выше кнутовища, и среди убитых насчитали тридцать тысяч человек…».


 
Использование «хашара» подкреплялось еще и тем, что многие из городов и крепостей хорезмийского государства изначально не желали сдаваться монгольским завоевателям и из населения этих городов в «хашар» набирали практически со стопроцентной вероятностью. После чего этот город или крепость лишались большей части жителей и приходили в запустение, поскольку те, кто не попадали в «хашар» зачастую угонялись монголами в плен. Такая практика особенно широко использовалась Чингиз-ханом при завоевании Хорасана и Мавераннахра, после чего эти, некогда цветущие области, пришли в запустение, многие из городов лежали в руинах, а население катастрофически уменьшилось по сравнению с домонгольским периодом.

Обсудить «0»
Что думаешь? Оцени:
 
Загрузить ещё
© Журнал «Далматин», 2023 - | Все права защищены.
Возраст 18+
Журнал «Далматин» — это ваш надежный источник безумной информации, захватывающих фактах, ценных советов.
© Журнал "Далматин", 2023 -
[desktop] [desktop]
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. Подробнее
Хорошо, продолжим