Туринская плащаница – явление, к которому человечество давно привыкло и относится с усмешкой

20.11.23  18:28  2
Время прочтения:
Туринская плащаница – явление, к которому человечество давно привыкло и относится с усмешкой


Туринская плащаница – явление, к которому человечество давно привыкло и относится с усмешкой. Христиане считают ее свидетельством Воскресения – кто же им запретит? Всем ведь известно, что это средневековая подделка, – разве не так? Или все же не так?

Началась эта история в середине XIV века в окрестностях города Труа, что в северо-восточной Франции. Известный рыцарь, военачальник и поэт Жоффруа де Шарни построил у себя в селении Лире церковь, а в ней поместил реликвию – кусок полотна с пятнами, которые складывались в подобие человеческого тела со следами крови.

Как епископ с рыцарем поссорился

Жоффруа утверждал, что это подлинная погребальная пелена Иисуса Христа. Время было богатым на разнообразные реликвии, святыню народу не показывали, так что особого шума не вышло.

В 1356 году Жоффруа погиб в битве при Пуатье. Вдова его, оставшись с сыном практически без средств, начала публично демонстрировать плащаницу. Лире быстро стало популярным местом, в селение стекались толпы паломников, доходы возрастали. И вдруг в 1370 году епископ Труа Анри Пуатье запретил выставлять реликвию. В чем причина? Версии высказываются самые разные. Наиболее популярная – епископ обнаружил подделку (интересно, как именно?). Наименее популярна, но наиболее вероятна циничная версия: вдова не делилась с епископом доходами или он счел, что делится она недостаточно. Еще вариант: епископ захотел прибрать святыню себе. Почему нет? Как высокопоставленное церковное лицо, он более достоин обладать ею, чем какая-то вдова рыцаря!

Началась длительная тяжба. Сын Жоффруа делал карьеру, в ходе которой дорос до должности бальи (королевский чиновник, судебно-административный глава округа), обзавелся связями и, наконец, добился разрешения показывать плащаницу. Оцените уровень связей: раз-решения дали король Карл VI, папский легат кардинал Пьер де Тюри и сам антипапа Климент VII. У местного епископа Жоффруа – сын даже благословения не испросил.

В ответ в 1389 году новый епископ Пьер д’Арси написал меморандум, в котором попросту объявил плащаницу подделкой, «ловко расписанным» куском ткани. Он утверждал, что его предшественник нашел живописца, изготовившего ее, и даже пытался отобрать лжереликвию у ее владельцев, но те не отдали (значит, все-таки отобрать хотел!).

Склока вышла знатнейшая, с привлечением короля и папы. Наконец Климент VII принял решение: объявил реликвию копией, но разрешил демонстрировать ее как святыню (тем не менее за одно посещение церкви в Лире паломникам даровалось отпущение грехов). И пригрозил епископу отлучением за продолжение склоки.

После смерти Жоффруа – сына началась борьба за обладание реликвией. В результате та оказалась у дочери Жоффруа, Маргариты, которая, в свою очередь, на склоне лет передала ее герцогу Савойскому. В конце концов, уже в 1578 году реликвия была переведена в Турин, столицу герцогов Савойских, где и находится по сей день. Вопрос о ее подлинности благоразумно не поднимался – как сказал еще папа Климент VII в том давнем споре, «копия или плащаница с изображением Господа нашего Иисуса Христа». На том и порешили: скорее копия, а может статься, что и подлинник…

Да здравствует прогресс!

Прошли века, началась научно-техническая революция. В 1898 году технический прогресс добрался и до плащаницы: ее решено было сфотографировать. 28 мая 1898 года фотограф-любитель Секондо Пиа сделал четыре снимка, вернулся к себе в студию и около полуночи принялся проявлять фотопластинки. На негативе вместо смутных пятен, только напоминающих человеческое лицо, перед потрясенным фотографом предстал фотопортрет мужчины с закрытыми глазами.

Туринская плащаница сама оказалась негативом!

Мимо столь шокирующего факта ученые уже не могли пройти. Начались исследования реликвии, которые продолжаются и по сей день. Существует даже наука синдология и проектный центр исследования Туринской плащаницы (STURP).

Оказалось, что епископ

Труа безбожно врал. Поскольку чего не нашли на полотне, так это следов краски. А что нашли?

Сначала о простом. Профессор Жильбер Раэс из Гентского университета установил, что плащаница представляет собой льняное полотно, тканное зигзагом – так называемый «дамаск», который был популярен в античные времена и довольно дорого стоил. При изготовлении оно было промыто в растворе сапонарии, или мыльной травы (это, как выяснилось много позже, очень важный фактор). В Средневековье Дамаском пользовались, но мыльнянкой его не промывали. Специфические швы, имеющиеся на ткани, встретились ученым только один раз – на клочках одежды, найденных в иудейской крепости Масада (I век).

Анализом пыли на полотне занимался Макс Фрай, швейцарский ботаник и криминалист. Он обнаружил следы пыльцы растений, в том числе тех, что росли на Ближнем Востоке (некоторые из них встречаются только в пустыне Негев и в районе Мертвого моря), а также в Турции. Кристаллограф Джозеф Колбек занимался следами известковой пыли и выяснил, что подобный по составу известняк встречается в окрестностях Иерусалима.

Два видных американских химика, Джон Хеллер и Алан Адлер, провели анализ «пятен крови» на плащанице и установили, что они являются… пятнами крови и кровяной сыворотки, причем принадлежат человеку, испытавшему тяжелый травматический шок (что видно из состава крови).

Число медиков, анализировавших изображение, просто не поддается подсчету (как минимум, несколько десятков). Медикам проще – они могут оперировать фотографиями. Их коллективный вывод полностью подтверждает евангельский рассказ, дополненный изысканиями историков. Найдены следы от бичевания древнеримским флагрумом. Гвозди при распятии вбивали не в ладони (как на большинстве картин), а в запястья. След от удара копья римского солдата находится под мышкой, а не на груди. Сохранились даже крошечные брызги крови на месте уколов от тернового венца. Более того, анализ потеков крови подтвердил уж совершенно малоизвестный факт: римский крест состоял из вкопанного в землю столба с креплениями для съемного поперечного бруса, так что орудие казни не надо было каждый раз вкапывать заново.

Дальнейший анализ подтвердил, что после снятия с креста тело обмыли по иудейским правилам (надо было удалить всю присохшую кровь, но не допустить, чтобы кровь, вытекающая из ран, попала на землю). Не нашли никаких следов благовоний, и неудивительно: приближалась суббота, Шаббат, надо было спешить. Благовония на тело собирались нанести уже после субботы.

Нашло свое объяснение и странное положение рук человека с плащаницы. Они сильно вытянуты и прикрывают гениталии – целомудренно, но неестественно. Попробуйте сами сложить руки лежа на спине – сразу поймете. Но если с креста снимали уже окоченевшее тело, а потом насильно сводили руки, именно такое положение они и должны были принять.

С монетами, лежащими на глазах, вышла и вовсе фантастическая история. В 1979 году при анализе их отпечатков профессор теологии из Чикаго Фрэнсис Филас предположил, что это римская лепта, на котором титул императора Тиберия написан с ошибкой (KAICAROC вместо CAICAROC). Над ним посмеялись – но впоследствии археологи нашли несколько таких монет с ошибкой.

Могли ли все эти подробности быть известны в Средневековье – вопрос смешной.

Так что можно верить в подлинность плащаницы, можно не верить – но наукой она доказана, что бы там ни утверждал Пьер д’Арси.

Ненадежный анализ

Единственные данные, которые выбиваются из общего ряда, – результаты радиоуглеродного анализа, проведенного в 1988 году. Метод, надо сказать, ненадежный, геологи и археологи используют его как дополнительный и в случае малейших несовпадений отбрасывают.

Любой человек, учившийся в советской десятилетке, может помнить из уроков физики, что метод радиоуглеродного анализа применим только в том случае, если объект исследования за всю свою историю не подвергался воздействию жесткого излучения. И как можно применять этот метод к ткани, на которую до сих пор невыясненным способом нанесено негативное (негатив на ткани!) изображение?

Тем не менее его применили. В исследовании были задействованы три лаборатории, установившие, что лен, из которого изготовлена плащаница, собран между 1260 и 1390 годами. После чего общественность (в отличие от ученых) выдохнула и сочла подделку доказанной при молчаливом одобрении католической церкви.

Но не все так просто, как кажется. Сам отбор образцов настолько странен, что изначально подрывает доверие к результатам. Двое ученых отрезали от плащаницы небольшой кусочек ткани и разделили его на три части, по числу лабораторий. А затем… передали образцы католическому кардиналу и представителю Британского музея, которые унесли их в уединенную комнату, завернули в фольгу, запаковали и лишь потом передали обратно ученым. С научной точки зрения такой эксперимент не может считаться корректным. С образцами в той комнате могли проделать все, что угодно – подменить, облучить… Никто ничего не видел!

Да, но может ли католическая церковь быть заинтересована в том, чтобы плащаницу объявили подделкой? Конечно, может.

Где обреталась реликвия на протяжении более чем тысячи лет, пока не появилась в Труа? Анализ пыльцы отвечает на этот вопрос: сперва в Палестине, потом в Византии (турецкие растения!). Нашлись и исторические свидетельства, что погребальный саван Иисуса Христа выставлялся для поклонения в Константинополе.

Как она попала во Францию? Ответ тоже прост: в результате Четвертого крестового похода. В 1204 году крестоносцы, вместо того чтобы громить «неверных», захватили и разграбили Константинополь. То есть, по сути, плащаница – даже не военная, а пиратская добыча.

Пока реликвия считается поддельной, большого интереса это обстоятельство не вызывает. Но если будет доказано, что она подлинная… Тогда право владения окажется очень и очень спорным. И в первую очередь оспаривать его будет православная церковь – Константинопольский патриархат, а возможно, подключится и Московская патриархия. Наше время – время формальных исков. И даже если реликвия останется во владении католиков, скандал получится грандиозный. Нужен ли он Ватикану? А как вы думаете – заинтересован ли папа в том, чтобы полоскать грязное белье почти тысячелетней давности?

Вероятно ли невероятное?

Но и это еще не самое удивительное. Самое удивительное то, что современная наука, при всей своей мощи, до сих пор не смогла установить, как изображение было нанесено на полотно. Точнее, химия-то процесса установлена, а вот физика по-прежнему абсолютно непонятна.

Исследователи STURP, используя разработанный НАСА анализатор изображений, выяснили, что интенсивность изображения на плащанице обратно пропорциональна расстоянию между плащаницей и телом (причем меняется не интенсивность цвета, а количество окрашенных волокон ткани). Но как оно было нанесено?

С самого начала исследователи плащаницы предположили, что имела место так называемая эвапорография (дословно «изображение паром») – взаимодействие неких испарений с тканью. Сперва предполагали, что это были благовония, – но химический анализ не нашел никаких следов благовонных масел. Наконец, уже в начале XXI века, в химии процесса разобрались – да, эвапорография: аминокислоты, выделяемые мертвым телом, вступали в реакцию с той самой травой-мыльнянкой, с помощью которой обрабатывали ткань. Были проведены эксперименты, в результате которых ткань окрашивалась в нужный цвет и давала нужные результаты химического анализа. Более того, подобные пелены были найдены в древнеегипетских пирамидах – там тоже мертвые тела окрашивали античную ткань.

Значит, загадка разрешена? Да ничего подобного! Ни в одном древнем захоронении не было найдено изображения тела на ткани, не удалось получить его и в лаборатории. Нет, все было бы прекрасно, если бы ткань окрашивалась там, где она соприкасалась с телом. Но это не так: она окрашивалась и на расстоянии. Стало быть, речь идет об испарениях мертвого тела, которые содержат аминокислоты. А испарения – это газ. А газ имеет свойство равномерно распределяться по объему. Окрасить-то он может, но равномерно, что и было доказано. То есть, как уже говорилось, химия процесса понятна, физика – нет.

Чисто умозрительно изображение могло бы получиться, если бы тело одномоментно, с силой исторгло из себя все продукты разложения. Может ли такое быть?

Христиане на этот вопрос отвечают утвердительно. Может, если имело место Воскресение. Наука не отвечает никак. Ждем?

Обсудить «0»
Что думаешь? Оцени:
 
Загрузить ещё
© Журнал «Далматин», 2023 - | Все права защищены.
Возраст 18+
Журнал «Далматин» — это ваш надежный источник безумной информации, захватывающих фактах, ценных советов.
© Журнал "Далматин", 2023 -
[desktop] [desktop]
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с нашей Политикой в отношении обработки персональных данных. Подробнее
Хорошо, продолжим