18.01.24  14:44  6

Фото: из открытых источников

Американские и европейские археологи в 2009 году совершили удивительное открытие в Эфиопии. В долине Аваш во время проведения раскопок итальянские специалисты обнаружили обсидиановый колун, который являлся навершием древнего топора. На экземпляре имелись характерные следы обработки и придания ему необходимой формы. Единственное, что смутило исследователей, это возраст залегания древнего орудия труда.

Известно, что обсидиановые изделия начали создавать и использовать в быту только представители Homo sapiens. А они появились на Земле примерно 300 тысяч лет назад. И всё в этой истории было бы складно, если бы возраст пород, в которых обнаружена находка, не составлял 1,2 миллиона лет. Так как объяснить рационально данное открытие в итоге не удалось, то предположили, что это отколовшийся фрагмент, лишь похожий на орудие труда.

Но уже через 3 дня раскопок в руках учёных находилось около 580 рубил, которые точно также являлись обработанным обсидианом. По внешним признакам многочисленные исследователи сошлись во мнении, что это не могла быть игра природы. Здесь явно поработал человек разумный. Однако, вердикт породил многочисленные споры, которые по сей день остаются в подвешенном состоянии. Например, кто всё-таки, занимался обработкой обсидиана и производил рубила?

На многочисленных археологических памятниках Африки возрастом более 300-350 тысяч лет такие изделия не были обнаружены. А тут речь идёт об 1,2 миллионах лет! Ещё одна загадка, почему почти 600 готовых орудий труда оказались в одном месте? Специалисты уверяют, что древние охотники, конечно же, всегда имели при себе такое изделие, но речи о заготовке сотен подобных про запас идти не может. Просто не было необходимости.

В те далёкие времена человекоподобные существа жили небольшими группами до 20 особей. В итоге был сделан вывод, что находка в Эфиопии является древнейшей мастерской и, вероятно, мастер создавал орудия для множества групп, общин и племён. Кстати, археологи отметили, что похожие рубила использовались на заре своей цивилизации американскими индейцами до появления у них металлургии.

Так, может быть, представления учёных о древних людях слегка ошибочны? И на самом деле разница между живущими в Африке 1,2 миллиона лет назад и теми же индейскими племенами не такая и колоссальная? Или эволюция была крайне избирательной, и единицы особей, живущих на территории будущей Эфиопии, обладали развитым мозгом более 1 миллиона лет назад? Сплошные вопросы, но артефакты в наличии, а, значит, и ответы рано или поздно окажутся на поверхности.