Когда речь идет о средневековой одежде, мы встречаемся, как минимум, с двумя заблуждениями
Когда речь идет о средневековой одежде, мы встречаемся, как минимум, с двумя заблуждениями, находящимися в противоречии друг с другом (заодно и третье добавим):
1. Красок и цветной одежды не было, все ходили в унылых коричневых мешках
2. Цвета были жестко регламентированы соответственно статусу.
3. Вся домотканая одежда была сделана у крестьян грубо и была похожа на "дерюгу"
Конечно, одежды ярких, "ядовитых" цветов быть не могло, но, как ни крути, одежда в Средневековье была довольно красочной.
Классический "королевский пурпур" изготовлялся из особого вида моллюсков, и был доступен далеко не всем, но даже крестьяне вполне могли сделать неплохой краситель из марены и вайды попробовать сваять что-то похожее.
Основным материалом для одежды были лен или шерсть - и делянок со льном, и овец в целом хватало. Несколько позже стал появляться и хлопок, но не так часто - и скорее это про более южные регионы.
Хватало самых простых полевых и огородных растений, чтобы крестьяне и горожане готовили разнообразные красители, окрашивавшие ткань в красный, синий, желтый, лиловый и даже зеленый цвета. Ткань варили в чанах с красителем, но не всякий горожанин мог это провернуть в домашних условиях - плиты -то или очага не было.
Бывало, что носили одежду и некрашеную, но это был маркер либо невероятной бедности, либо набожности и смирения. Что интересно - неброский коричневый цвет, который скорее у нас будет проассоциирован со скромным достатком, получить было сложнее, чем синий.
Тут хотелось бы написать, какой цвет из какого материала выходил - но это пойдет отдельной статьей, потому как вариантов там было немало!
Цвета в Средние Века имели свою символику, но общего мнения о каком-либо цвете не было. Приведем некоторые из них.
Красный цвет мог значить
- высокий социальный статус, принадлежность к королевскому роду
- символ власти и силы
- в церковной традиции алый цвет символизировал и гордыню, и адское пламя.
- в университетах Падуи и Болоньи алый цвет ассоциировался с медициной
- знак потусторонней силы, а также способ защиты от нее
- символ доблести и военных успехов
- символ богатства
Оранжевый и желтый цвета
- «красный для бедных»: крестьяне и представители среднего сословия, могли пользоваться этим красителем, чтобы подражать власть имущим
- почти во всех итальянских городах в Средние века женщины легкого поведения обязаны были носить желтые платья;
- в некоторых странах евреев обязывали нашивать на одежду желтый кружок или условное обозначение скрижали
Что за король придумал помечать евреев звездами и назначать Принца Уэльского?
- в Англии этот цвет символизировал баланс между алым цветом правосудия и белым цветом сострадания
Зеленый
- молодость и весна
- целомудрие
- любовь и радость
Синий
- «цвет Богоматери» , цвет, который подобает носить молодой девушке; цвет целомудрия, светлого начала
- в Англии синий считался традиционным цветом для прислуги
Черный
- серьезность, сдержанность.
- цвет одежд знати и богачей, символизирующий утонченность и вкус
-Напротив, в 8 веке Карл Великий хотел одеть в черное всех крестьян
- символ униженности, смирения, поражения
- цвет скорби и покаяния; его уместно было носить во время Великого Поста.
Белый
- цвет чистоты и целомудрия
- символ сострадания
- во Франции – цвет скорби и траура.
Где-то цветовые представления с нашими совпадают, но с течением времени или от региона к региону они менялись. в следующих раз поговорим о красителях, поверьте, там немало странных, но рабочих рецептов, подразумевающих использование неспелых орехов, мочи и... Крабов.